Пасхальная неделя

Пасхальная неделя

Вся пасхальная неделя в народной культуре была праздничной, на протяжении этого периода крестьяне не работали, и это время заполнялось различными игровыми действиями и гуляниями на открытом пространстве.

Cреди смоленских этнографических записей массовый характер имеют сообщения об играх с яйцами (катания, «битки»). В старину эти игры являлись по преимуществу привилегией мужчин. Они делали лотки из дерева, клали на землю и запускали по ним крашеные яйца. Если яйцо задевало другое, лежащее на земле — то забирали оба яйца, а если ни до чего не дотронулось — то оставалось лежать. Молодёжь и мужчины играли в лапту, горелки и другие игры.

ГБУК «Смоленский областной центр народного творчества»
214000, г. Смоленск, ул. Бакунина, д. 3
+7 (4812) 38-55-92
24.04.2020

Вся пасхальная неделя в народной культуре была праздничной, на протяжении этого периода крестьяне не работали, и это время заполнялось различными игровыми действиями и гуляниями на открытом пространстве.

Cреди смоленских этнографических записей массовый характер имеют сообщения об играх с яйцами (катания, «битки»). В старину эти игры являлись по преимуществу привилегией мужчин. Они делали лотки из дерева, клали на землю и запускали по ним крашеные яйца. Если яйцо задевало другое, лежащее на земле — то забирали оба яйца, а если ни до чего не дотронулось — то оставалось лежать. Молодёжь и мужчины играли в лапту, горелки и другие игры.

Пасхальные гуляния включали в себя катание на качелях («релях», «арелях», «гутярелях»), которое было не только формой развлечения, но и одной из ритуальных практик весеннего сезона смоленского календаря. Чаще всего качели ставили ранней весной, а в некоторых сёлах установка качелей была приурочена к Пасхе. На них «колыхались» не только дети и молодёжь, но и взрослые, и при этом пели тропарь «Христос воскресе».

Пасхальный период открывал собой время весенних игр молодёжи, начинали водить хороводы. В северных и северо-западных селах Смоленщины на пасхальной неделе, наряду с хороводными гуляниями, могли возобновляться молодёжные вечеринки. Хороводы и вечеринки отличались по времени и месту проведения: хороводы водили днём на улице, а вечеринки устраивали вечером и ночью в откупленных избах.

Источник: Смоленский музыкально-этнографический сборник. Том 1. Календарные обряды и песни. Москва, 2003.