Смоленский областной центр народного творчества
Версия для слабовидящих

Нематериальное культурное наследие

РЕЕСТР (ЭЛЕКТРОННЫЙ КАТАЛОГ) ОБЪЕКТОВ НЕМАТЕРИАЛЬНОГО КУЛЬТУРНОГО НАСЛЕДИЯ

Сергиевская ярмарка в деревне Кузьмичи Ершичского района Смоленской области

В селе Кузьмичи Ершичского района Смоленской области, которое ведет свою историю с X века, ежегодно осенью в день памяти Преподобного Сергия Радонежского – игумена всей Земли Русской – проводились Сергиевские ярмарки. Свое имя Преподобный Сергий получил в честь мученика Сергия Римского, воина, принявшего смерть за веру Христову. Почти сразу после Крещения Руси в Кузьмичах было решено построить деревянный храм именно в честь Преподобного Сергия и Вакха. Православных храмов, посвященных этим святым, на территории России больше нет.

Эти ярмарки сто лет назад были знамениты не только в Смоленской губернии, но и в соседней Белоруссии и на Брянщине.  Затем традиция проведения Сергиевской ярмарки была на долгое время утрачена, 

По инициативе настоятеля прихода храма Вознесения Господня села Кузьмичи иеромонаха Ермогена (Антонова), с благословения епископа Смоленского и Вяземского Феофилакта в 2010 году было положено начало возрождению старинной традиции.

Музыкальная культура Смоленщины. Смоленская скрипка

В развитии русской музыкальной культуры инструментальная музыка Смоленщины сыграла большую роль 

Любимым инструментом в сёлах Смоленского края слыла  скрипка.

Она представляла и как сольный, и как ансамблевый инструмент. Музыканты деревни нередко по праздникам собирались в большой единый ансамбль. Об этой традиции, например, писалось в «Харьковских губернских ведомостях» 11 сентября 1889 года: «Велика … любовь смоленских крестьян к музыке; здесь нет, можно сказать, ни одной деревни, где бы не было одного или двух музыкантов, пиликающих на скрипке и готовых… из любви к искусству целый день работать на своем инструменте на потеху и утешение честной компании. На деревенских гулянках таких скрипачей и свирельщиков бывает обыкновенно по несколько человек, играющих довольно согласно несложные русские мотивы. Благодаря этой любви к музыке, создалось в губернии за последнее время скрипичное производство как кустарный промысел. Кроме скрипок, в губернии приготовляют также свирели – деревянные трубочки, музыка которых отличается приятным тембром».

Технология изготовления традиционного женского костюма деревень Лужная, Рухань, Литвиновка Ершичского района Смоленской области

Народный костюм Ершичского района (ранее Ершичской волости Рославльского уезда Смоленской губернии) имеет свои локальные особенности. В силу географических и исторических факторов Ершичский район – один из самых «богатых» по сохраненности народного костюма в аутентичной среде среди других этнокультурных зон Смоленщины. Причиной «богатства» этнографического материала стала отдаленность края от городов и бедность народа, не позволявшая потреблять промышленные товары. Натуральное традиционное хозяйствование обусловило то, что технология и внешний вид народного (крестьянского) костюма сохранили консерватизм патриархальной первоосновы, традиционные приемы ткачества и декорирования. Основным компонентом, образующим комплекс крестьянской одежды Ершичского района является «андарак», но который по своему виду не похож на носимые юбки-андараки крестьянами других губерний (Орловской, Брянской, Рязанской и др.)

Обрядовый общедеревенский праздник «Свеча» деревни Лужная Ершичского района Смоленской области

Обрядовый праздник «Свеча», уникален тем, что уходит своими корнями в языческую Русь. Он был еще достаточно распространен даже в конце ХIХ века в северных и центральных губерниях Европейской России. 

«Смоленский рожок»

Музыкальное искусство пастухов-рожечников выросло из недр народного творчества и было явлением почвенным. Музыканты, не знающие нот крестьяне, простые пастухи, на примитивных, в сущности, инструментах достигали поразительного мастерства.
Смоленский рожок – это самодельный народный музыкальный инструмент Он состоял из трех частей: резонатора, сделанного из бычьего рога, деревянной трубочки с пятью голосовыми отверстиями и трости – пищика из тростника. Его еще называли жалейкой. Отличался мелодичной задушевной игрой. Исстари рожок пленял сердце русского человека, вызывал в нем и радость, и светлую грусть. Пастухи славились своей искусной игрой на рожках. Чаще всего они играли на рожке в одиночку, когда пасли скот. А бывало собирались, по их выражению, «поиграть вместях». Сойдутся трое-четверо, разучат на слух народные песни, и тогда они – самые желанные  на праздниках, на свадьбах и гулянках.
Нередко рожок применялся и при хоровом пении, придавая ему особый деревенский колорит.
«Смоленский рожок» - это выражение, как известно, в старину нередко применялось и к человеку – смолянину, конечно, в приветливо-дружеском смысле.
Смоленский рожок введен в состав инструментов государственного русского народного оркестра имени Осипова.

Вышивка «цветная перевить»

Вышивка «цветная перевить» - особый вид строчевой вышивки, выполняемой цветными нитками.

Вышивание «цветной перевитью» распространено в основном в Среднерусской полосе, в областях Калужской, Рязанской, Смоленской и Тульской.

Эта вышивка относится к ажурным счётным швам. Выполняется по сетке, т.е. по продёрнутому полотну в двух направлениях: по утку и по основе. Для образования сетки выдёргиваются две нити и оставляются три.

Глиняная игрушка-свистулька «Смоленская птаха»

Современные реконструкции глиняной свистульки существуют в разнообразной формах.

Ранее  «Птаха» выполнялась из красножгущейся глины, что характерно для смоленской традиционной игрушки в целом. Фигурки имели  небольшое туловище без орнамента и встречалась в аутентичной зооморфной форме: в образе петуха, курочки и «соловейки-кувшинчика» («мокрый» соловей).

Смоленских птах некоторые мастера заливали сосновой смолой и посыпали размельченным свинцом, а затем снова обжигали, но уже в горне и при очень высокой температуре. От этого свистулька становилась гладкой, блестящей, переливалась разными оттенками.

Для древнего города Смоленска образ птицы являлся и является символичным. Не случайно на гербе Смоленска изображена пушка с сидящей на ней птицей Феникс. Эта птица сгорала в огне вместе с городом во время лихолетий и возрождалась с ним из пепла.

Традиция игры на гармони семьи Сорочúнских

На границе между Смоленской и Тверской областями, в деревнях Добрино, Колпиты и Котово  распространена особая традиция исполнения песенных и плясовых наигрышей на гармони.

Носителем традиции - Михаилом Леонидовичем Сорочинским показана простая игра (в отношении сохранения особенностей старинной игры – «как раньше играли»). Этот гармонист владеет мастерством самого разнообразного инструментального воплощения песенных наигрышей и народно-танцевальных образов.

Выразительность и самобытность переборов сольных песенных наигрышей  связана с местным песенным и хореографическим искусством.

В приемах мелодического развития, в выразительной смене штрихов наигрышей ощущается преемственность инструментально-мелодической орнаментации от пастушеских «разливов» и речитативно-распевных трубных «сигналов». «Распевность»  и «речитативность» придают инструментальным произведениям большую рельефность формы, и эти приемы оправданы.

По словам  гармониста (Михаила Леонидовича Сорочинского):

«Учился больше от дядьки Петра Кузьмича и отца Леонида Кузьмича, да своя охота была».

«Как у нас играли, так и играю: «Завидовку», «Цыганочку», «Барыню», «Кокетку», «Частую» играли – идут да припевают, а ещё «Расходная» была, когда с вечяринки шли».

Традиции плетения и ткачества поясов на Смоленщине

На Смоленщине с давних времен сложились определенные традиции плетения и ткачества поясов, это: плетение в технике дёрганье «на пальцах», тканье «на бёрдышке», тканьё «на ниту» и тканьё «на дощечках».

В старину пояс считался обязательным предметом одежды, широко применялся в обрядах, его ношение имело сакральный смысл.

Современные смоленские мастера владеют уникальными технологиями плетения и ткачества поясов, знают символику и соблюдают особенности регионального орнамента в своих рукотворных изделиях.

Талалуй

«Талалуй» - это название традиционного блюда из картофеля, простой состав и доступность ингредиентов сделали его одним из основных блюд ежедневного рациона крестьян, проживавших в Смоленской губернии.

Песенная традиция деревни Нижние Луги Демидовского района Смоленской области

Анализ песенной традиции деревни Нижние Луги представлен в данной работе на основе материалов фольклорных экспедиций Ленинградской (Санкт-Петербургской) консерватории 1964, 1997 годов, записей С.В. Пьянковой (1969 год) и изданий РАМ им. Гнесиных.

Песенное наследие смоленской певицы Зинаиды Егоровны Амосёнок

Зинаида Егоровна Амосёнок (в девичестве - Сковородкина) родилась в 1935 году в деревне Глиняно Слободского с/c (ныне – Пржевальское сельское поселение) Демидовского района. Семья была большая и дружная. Родители Зинаиды Егоровны – Сковородкины Егор Фаддеевич и Дарья Ивановна, были очень трудолюбивыми людьми.

  

   

   

© Смоленский областной центр народного творчества, 2024

Популярные разделы: Коллективы | Анонсы | Документы

WebCanape - быстрое создание сайтов и продвижение

Главная | Карта сайта | Обратная связь

     г. Смоленск, ул. Бакунина, д. 3
E-mail: smolzentrnt@mail.ru

Телефоны: +7 (4812) 38-55-92
+7 (4812) 38-55-03